Стадии централизации
Парламенты были той формой бюрократического аппарата, которая соответствовала первой стадии централизации. Но они плохо годились для последующей стадии как по природе своей власти, покоившейся на собственности на должности, так и по социальной природе своих членов, сраставшихся с феодальным аристократическим землевладением. Став в XVI в. полными хозяевами в провинциях, они хотели остановиться на достигнутом и не двигаться далее. Они боролись с народными восстаниями, с одной стороны, и с феодальной реакцией — с другой, но не для того, чтобы осуществлять дальнейшую централизацию страны, а для сохранения уже достигнутого положения, которое казалось им идеальным. Французская монархия, ограниченная властью парламентов, была в их глазах наисовершеяной государственной формой.
Парламенты были ревностными защитниками провинциальных /вольностей и налоговых привилегий. Но при Генрихе IV и во время последующей смуты усилия королевской власти были направлены главным образом на укрепление своего положения в центре. Лишь при Ришелье дело дошло и до провинций. Поэтому сопротивление парламентов в начале XVII в. было незначительным и отступало на задний план по сравнению с их положительной ролью в борьбе с феодальной анархией за сильную власть абсолютного монарха. Когда эта цель сказалась достигнутой, разногласия между абсолютизмом и парламентами неизбежно должны были обостриться.
Что же заставляло парламенты бороться с возрастанием налогового гнета и защищать налоговые привилегии провинций? В этой борьбе они были очень последовательны, и на этом зиждилась их популярность как в «среде буржуазии, так, и в широких народных массах. Налоговые привилегии многих провинций были основой, на которойпокоилось их полунезависимое положение в системе французской монархии, а на это положение, в свою очередь, опирались провинциальные парламенты как подлинные правители провинций.