Продажность церковных мест
Продажность церковных мест заключалась в том, что те «из них, которые прочно держались в той или иной семье, выходили из ее рук лишь путем продажи постороннему лицу, причем денежная сделка носила частный характер, но для утверждения нового владельца требовалась королевская санкция. В общем, продажность и наследственность церковных должностей остановились на той стадии, на которой должности бюрократического аппарата находились в конце XV в., т. е. до открытой легализации государством частных сделок между «их владельцами. Поэтому король сохранил несколько больше власти в их замещении.
Множество сельских кюре назначались не епископами, а местными дворянами и знатью. Обычно сеньер фьефа располагал церковными местам’и на подвластной ему территории и в значительной степени распоряжался доходами с них.
Получение доходов с церковных бенефициев чрезвычайно резко отделялось от выполнения обязанностей духовных лиц, настолько резко, что владельцами «бенефициев могли быть даже гугеноты. В силу этого в руках отдельных лиц сосредоточивалось иногда множество церковных должностей, и они физически не могли выполнять связанные с этими синекурами обязанности. Верхи господствующего класса прочно завладели огромными богатствами католической церкви и распоряжались ими, как любым другим своим достоянием; их примеру следовали другие слои дворянства. Поступления с церковных бенефициев были в их глазах всего лишь особым видом доходов — и только.