Городские восстания
Городские восстания XVI в., будучи по своему существу антиналоговыми движениями, были глубоко пронизаны религиозной идеологией. Католический и гугенотский фанатизм городских низов известен достаточно широко. Буржуазия обоих вероисповеданий умело использовала его в своих интересах. Под флагом защиты единой с народом веры от «еретиков» или от «папистов» она добилась известного сглаживания классовых противоречий, которые отступили в сознании народа на задний план. Но неумолимая логика классовой борьбы разрушила эту религиозную оболочку. Заполучив власть в свои руки, лигерская буржуазия использовала ее для дальнейшего нажима на городские народные массы. Анархия, дошедшая в период господства Лиги до апогея, лишила народ регулярного заработка, вызвала страшную дороговизну и голод. Бесплатные обязательные работы по возведению и ремонту городских стен и укреплений, несение бессменных караулов в течение многих лет истощали терпение народа. К тому же в лигерских городах налоги выросли за 3—4 года не менее чем в три раза, так как буржуазия стремилась вести междоусобную войну не на свои деньги. Города стали очагами эпидемий, они были переполнены потерявшими кров и имущество крестьянами. Таких черных лет народ не помнил со времени английских нашествий. В результате городские визы или совсем отвернулись от своих вождей, лишив их широкой социальной опоры, или открыто восстали против них. Результат был один — буржуазия переметнулась в лагерь абсолютизма и тем самым способствовала его победе.